В рамках этого блока мы освоим методику рационализации нашего целеполагания. Рационализация призвана избавить Вас от огромных затрат психической энергии на внутреннюю борьбу мотивов. Некоторое упорядочение в иерархии мотивации, ранжирование мотивов, умение распознать столкновение мотивов и на сознательном уровне осуществлять их арбитраж даст Вам возможность легко разрешать эти внутренние конфликты. Высвобожденная, сэкономленная в результате этих процедур энергия может быть направлена Вами на решение внешних задач, что способно резко повысить эффективность Вашей сознательной деятельности.

Эта работа является одним из важных шагов на пути к внутренней свободе.

В рамках этого раздела нами будет использоваться модернизированный метод Алана Лакейна, первый вариант которого был им изложен в книге "How to get control of your time and your life".

АТАКА НА ТОРМОЗА

Проблемой, которая подлежит рационализации, является первичный страх. Страх является бессознательным стереотипом вашей реакции на любое непредсказуемое явление. Непредсказуемость вызывает стресс, порождает агрессию.

Недостаточная предсказуемость деятельности партнера не позволяет Вам выстроить стратегию отношений с ним полностью рационально. Боязнь, что непредсказуемость его поведения разрушит Ваши планы, коренится в бессознательном и постепенно генерирует ненависть к нему. В результате Вы оказываетесь вовлеченным в конфликт, суть и происхождение которого остается для Вас неясным на всем его протекании.

Страх вызывает к жизни еще один стереотип бессознательной реакции на событие - бегство, избегание. Страх лежит в основе всех видов бегства от реальности. Несомненно, вы часто избегали сделать что-нибудь важное, потому что вы боялись совершить ошибку. Боялись разозлиться. Взять на себя слишком много ответственности - прежде всего перед собой. Встать лицом к лицу с неизвестным. Задеть себя или других. Испытать чувство вины. Оказаться отвергнутым.

РАБОТА СО СТРАХОМ

Задумайтесь над тем, почему Вы избегаете выполнения какого-либо дела из списка важных с точки зрения Ваших личных целей? В момент достижения вами Точки Принятия Решений спросите себя: "Чего я боюсь?"

Составьте список различных вариантов и выберите тот страх, который в наибольшей степени вызывает у вас желание уходить от работы. После этого взгляните страху прямо в лицо.

Начните обдумывать свой страх, преодолевая неприятное ощущение, которое связано с сопротивлением надсмотрщика этой процедуре. Проявите побольше цинизма, посмотрите на себя со стороны, попытайтесь превратить страх в анекдот. Разберите рационально аргументы вашего надсмотрщика и осознайте их псевдорациональность.

Лучше всего это делать в паре с партнером. Даже доктор Фрейд завел себе персонального психоаналитика - из числа собственных учеников.

Попытайтесь рационализировать свой страх. Например, Вы осознали, что избегаете важного контакта из страха, что может последовать грубый ответ. Это уязвит ваше самолюбие, Вы будете глупо выглядеть, это подорвет Ваш авторитет и т.п. На самом деле вряд ли чей-то грубый ответ может нанести ущерб Вашей репутации. Скорее всего, никто и не запомнит этого эпизода (вспомните, обращали ли Вы должное внимание на подобные эпизоды в жизни других? Теряли ли они при этом в ваших глазах?). Скорее всего, вас не убудет.

Настройтесь на то, что наихудший вариант последует обязательно. Отрицательный результат тоже результат. Необходима определенность.

Скорее всего, ответ будет более благоприятным, что очень поднимет Вас в собственных глазах

Истинная подоплека проблемы в том, что Вы приписываете деловому партнеру слишком большое ценностное значение. На самом деле, Вы переносите на него архетип отца, а еще точнее - проецируете на него собственного цензора. Осознайте этот факт. Осознайте, что сей господин на самом деле просто слабый человек. И приступайте.

Многие из важнейших дел не могут по своей природе быть выполнены хорошо. Многие из них никогда прежде не осуществлялись вами или организацией, в которой Вы работаете. Вы бессознательно избегаете их и начинаете заниматься пустыми делами, убивать время.

По какой субъективной причине Вы откладывали важные дела, автоматически переключаясь на мелочевку? Вы боялись встать лицом к лицу с неизвестным? Вы боялись задеть себя или других? Вы боялись испытать чувство вины? Вы боялись оказаться отвергнутым? Вы боялись взять на себя слишком много ответственности? Вы боялись разозлиться?

Короче, Вы боялись. Ваше бессознательное паниковало перед необходимостью ступить на путь, где требуются нестандартные решения. В результате предстоящее дело всегда оказывается "неприятным".

Вы должны победить этот страх. Тогда Вы сможете выполнить всякое "неприятное" дело.

Пусть Вы боитесь перегрузить себя дополнительной работой - и не начинаете из-за этого новое дело. Займитесь планированием - Вы увидите, от какого количества работы, связанной с уже запущенным и идущим по накату делом Вы можете освободиться.

Если Вы подозреваете, что избегаете важное дело из-за какого-то внутреннего страха, то в момент, когда происходит принятие решения спросите себя: "Чего я боюсь?". Ответьте за две минуты в письменном виде - списком предполагаемых причин-тормозов. Затем выберите из списка наиболее вероятную причину своего бегства от исполнения этого дела.

Теперь представьте, что то, чего Вы боялись, уже произошло. Что от этого изменилось? Возникло нечто худшее, чем не сделанная работа? Вроде бы нет. Так и делайте - хуже-то, чем это случившееся уже не будет. Наоборот, скорее всего Вас ждет приятный сюрприз в виде лучшего исхода дела.

Вы часто боитесь сделать важный звонок по телефону лишь от того, что реакция вашего контрагента может быть непредсказуема. Более того, простой разговор вызывает у Вас заметные физиологические реакции. Вы активизируетесь, входите в стрессовое состояние, и любая неожиданность в ходе разговора оказывает на Вас мощное фрустрирующее воздействие.

Почему это происходит? Потому что Вы переоцениваете значение предстоящего разговора. Вы приписываете ему слишком большое влияние на нечто, для Вас лично важное.

Обычно это "важное" мало относится к реальному делу. Скорее, оно связано с бессознательным страхом, например, "уронить свое достоинство" или выглядеть смешным, униженным, глупым и т.п. Вы страшитесь, что Ваш визави составит о Вас плохое мнение. Для Вас почему-то очень важно его мнение. Для Вас важно выглядеть хорошо.

Если подойти к делу рационально и поставить себя на место человека с того конца провода, становится очевидным, что он либо забудет, либо не придаст значения сложившемуся в минутном разговоре впечатлению. Ведь именно так поступаете и Вы. Откуда же возникает высокая личная значимость этого "мнения" далекого собеседника?

Здесь снова виноват Ваш надсмотрщик. Он проектирует на Вашего визави в любом разговоре архетип "хозяина", "отца". Точнее, он проецирует себя, приписывая визави как систему ценностей и запретов, составляющих ваше собственное "сверх-Я", так и систему санкций на нарушение этих запретов. Короче, Ваш визави оказывается чем-то большим, нежели просто другой человек. Он представитель общества, представитель архетипа хозяина, он властен наказать Вас за то, что Вы нарушили некие неписаные запреты, "не соответствуете" и т.п.

Еще чаще Ваш внутренний надсмотрщик сопоставляет архетипы социальным ролям, которые занимают ваши партнеры по общению. Он делает Вас безоружным и уступчивым перед человеком, который занимает ту или иную должность. Так надсмотрщик и превращает Вас в раба.

Но стоит только рационализовать ситуацию, изменить правила игры, осознать, что социального статуса нет, есть лишь межличностный статус - и все меняется кардинально. Теперь Вы ощущаете себя хозяином, а визави - рабом. Как только Ваше поведение обретает свойственные хозяину черты, в визави мгновенно просыпается его рабская сущность - вне зависимости от должности.

Прекрасное изображение этой ситуации полвека назад дал Аркадий Райкин в своем бессмертном фильме "Мы с вами где-то встречались ". Вокзальный начальник, резко отбривающий публику и выказывающий свою власть над ней, в полном соответствии с описанным Фроммом авторитарным вариантом бегства от свободы, вдруг преображается, как только артист разыгрывает перед ним усталого и пересыщенного властью начальника. Хозяин видит в нем мошку - и начальник вокзала мгновенно превращается в эту мошку, начиная летать и исполнять приказы, даже не поинтересовавшись реальными полномочиями оказавшегося в его кресле "хозяина".

Мне часто приходится пользоваться похожими приемами в общении с разного рода средней руки начальниками - с неизменным успехом. Искреннее осознание своего превосходства, снисходительная доброжелательность, спокойная уверенность и отсутствие сомнений в готовности визави выполнить мои указания оказывают необходимое действие в 99% случаев из 100%. Один процент возникает, когда неожиданно я встречаю напротив себя достаточно свободную и независимую личность, что достаточная редкость к Востоку от реки Рейн. В этом случае, я немедленно меняю тактику и перехожу к равноправному конструктивному торгу.

Гипноз этого осознания своего превосходства, этой хозяйской доброжелательности проявляется и по телефону, и в личной беседе. Существует единственное условие этого воздействия - ваша абсолютная внутренняя уверенность именно в таком соотношении личностных статусов - вашего и визави.

Эта уверенность появится у Вас в процессе освобождения Вашей личности от ограничений "сверх-Я", от контроля надсмотрщика. Эта уверенность будет складываться постепенно в ходе освоения материала нашей Школы. Эта уверенность есть главный продукт актуализации Вашей личности.

Вы должны превзойти себя, встать над собой нынешним, обрести ощущение высшего человека. Тогда отпадет необходимость во всяких манипулятивных техниках. Гипноз Вашего личностного превосходства будет делать все за Вас.

Но для этого еще предстоит серьезный путь - путь к высшему человеку.

  • Продумайте каждый тезис. Найдите главный среди них. Перепишите его от руки. Напечатайте его на принтере. Повесьте его над столом.
  • Потратьте сорок минут на перечитывание и обдумывание сказанного. Вскоре оно начнёт вызывать у Вас вопросы. Обдумайте эти вопросы.
  • У Вас начали появляться сомнения и контраргументы. Это противодействие Ваших негативных установок. Осознайте это.
  • Постарайтесь понять, почему тезисы этого текста – истина. Почему Ваше воспитание борется против этой истины.

СТРАТЕГИЯ

Известен анекдот о том, чем отличается политик от шахматиста. Играя в шахматы, шахматист думает о том, как ему выиграть. Политик же думает, выиграть ему или проиграть.

Расширение контекста рассмотрения ситуации и выход на некий метауровень позволяют серьезно изменить подход к проблеме. Оно заставляет отказаться от стереотипов, связанных с оперативно-тактическим типом мышления и тем самым переводит его на стратегический уровень.

Оперативный тип мышления есть одна из форм рабства. Первая его основная черта заключается в том, что Вы реагируете на события. Произошедшее событие вызывает Вашу реакцию и заставляет как-то изменить свое поведение.

В силу этого свойства Вы оказываетесь абсолютно управляемы через поток событий. Не важно как именно Вы реагируете на конкретное событие. Не важно, насколько определенно можно посчитать вероятность той или иной реакции. Важна только одна характеристика - Вы реагируете на событие. Организовав тот или иной поток событий, можно добиться от Вас вполне предсказуемого поведения.

В несколько гипертрофированной форме это показано в знаменитом американском фильме "Игра". Фабула фильма основана на представлении, что при достаточно полном и богатом анализе можно с высокой точностью посчитать все варианты реакции человека на то или иное событие. Искусственно конструируя поток событий можно заставить человека делать все, что угодно, управлять его поведением.

Такое искусственно сконструированное событие называется хепеннингом, а управление через поток событий - хепеннинг-технологией.

Гипертрофированность фильма заключается в преувеличении степени предсказуемости поведения, а в особенности - в преувеличении степени затрат труда и таланта, которые одни люди готовы потратить на изучение поведения другого. Такая гипертрофия, впрочем, была характерна для целых научных направлений, таких как бихевиоризм и необихевиоризм, которые отвлекались от феноменологии духа как предмета психологии и подменяли его исследованием поведения, подменяя тем самым человека сложным автоматом.

На самом деле, конечно, такая высокая управляемость человека через хепеннинг-технологии остается не более чем мифом, но в большинстве случаев для реализации большинства реально стоящих целей достаточна и значительно меньшая степень управляемости, которая в наличии присутствует. Человек с оперативно-тактическим типом мышления оказывается в высокой степени управляемым через некий поток событий.

Особенно эффективным этот метод управления оказывается, когда речь идет о среднестатистическом человеке, то есть о формировании неких массовых реакций. В мире существует целый ряд корпораций, которые сегодня на коммерческой основе занимаются "кризис-менеджментом", то есть формированием кризисов и управлением их течением для достижения посредством этого тех или иных политических, экономических, социальных или иных целей заказчика.

Таким образом, привычка реагировать на события резко ограничивает Вашу свободу вне зависимости от характера такого реагирования. В силу просто наличия такой привычки Вы являетесь рабом каждого, кто обладает элементами хепеннинг-технологий или технологий кризис-менеджмента.

Каким образом избавиться от этой проблемы? Каким образом отучиться реагировать на события? Рационализацией.

Попробуйте проанализировать характер своего реагирования на события, которые шумели в последние годы. Взрывы в Москве, утопленная подлодка и тому подобные катастрофы - какую реакцию они вызывали у Вас?

Подумайте, касались ли Вас лично эти события. Насколько они могли повлиять на ход Ваших личных дел? Вашего бизнеса? Достижение Ваших стратегических целей?

Согласитесь, что на любое не столь разрекламированное событие, столь же мало касающееся Ваших дел, Вы бы не обратили внимание. А в данном случае Вы реагировали хотя бы тем, что слушали новости, обращали более пристальное внимание на репортажи именно по этим темам, ждали очередного взрыва в 1999-м, а может даже и обсуждали эту тему.

За всем этим Вы могли упустить из виду куда более важные для Вашего бизнеса и личного будущего процессы и события в обществе. Вы оказались исключены из участия в этих процессах. Ваше влияние на них оказалось минимальным. Это и было целью манипуляций.

Попытайтесь проанализировать, как Вы шли за некими цепочками событий в частной жизни, не анализируя степени их значительности для Вас, как Вы обращали на них внимание лишь потому, что они происходили, как Вы оказывались в них вовлеченными и тратили кучу времени и сил на не касающиеся Вас дела.

Давайте постараемся теперь выработать рациональный стереотип реагирования на события. Он должен заключаться в том, чтобы не реагировать на них вообще. Исключение составляют события, представляющие непосредственную опасность - типа едущего на Вас автомобиля. Тут лучше среагировать и отойти в сторону. Но за пределами вопросов бытовой безопасности такой тип реагирования должен быть исключен.

Прежде всего отучите себя от привычки немедленно реагировать на события. Реакция на любое события должна быть отложена во времени. если событие наступило, подавите у себя первый импульс среагировать на него. Отложите реагирование на день-два. Если по прошествии этого времени реагирование на это событие еще имеет смысл, тогда можно немного поразмышлять на тему, стоит ли на него отреагировать - и как это сделать.

Вы ни в коем случае не должны реагировать на событие стереотипно, то есть так, как делали это уже один раз или так, как от Вас этого может кто-либо ожидать. Постарайтесь найти неожиданный вариант реагирования. Если не найдете - не предпринимайте ничего вообще.

Такой тип реакции на события исключит возможность манипулировать Вами через поток событий. Поначалу реагировать таким образом будет довольно тяжело и крайне непривычно. Ломка, которая будет с Вами происходить в этом процессе, покажет Вам ту степень рабства, в который Вы ныне находитесь. Но постепенно такой тип реагирования войдет в привычку.

Второй составляющей оперативно-тактического типа мышления является стремление к максимизации контроля за процессом и за делом, которым ты занимаешься. Грубо говоря, единственной гарантией успеха в бизнесе кажется наличие контрольного пакета, первенства в решении вопросов, полной информированности, полного оперативного контроля за происходящим.

Все это несомненно достижимо. Чем выше степень контроля за бизнесом, тем Выше отдача от него. Но как показывает опыт, затраты на такой контроль часто оказываются излишними. Анализ по критерию затраты/отдача заставляет совершенно по-другому относиться к делу. Рациональный подход заключается не в максимизации, а в оптимизации.

Известно, что 80 процентов стоимости торговых сделок обеспечивает 20 процентов всех клиентов. 80 процентов производства обеспечивает 20 процентов предприятий. 80 процентов времени, пропущенного по болезни, приходится на 20 процентов работающих. 80 процентов досье, находящегося в употреблении, приходится на 20 процентов папок досье. 80 процентов грязи скапливается на 20 процентов площади пола, по которой больше всего ходят. 80 процентов стирки приходится на 20 процентов предметов одежды. 80 процентов лучшего телевизионного времени приходится на 20 процентов программ, наиболее любимых телезрителями. 80 процентов времени читатели газет тратят на чтение 20 процентов материалов, опубликованных в газете. 80 процентов телефонных звонков делают 20 процентов телефонных абонентов. 80 процентов еды поглощается в 20 процентах наиболее популярных ресторанов.

80% прибыли Вашего дела приносят 20% трудозатрат. Стоит ли принимать на себя остальные? Не проще ли переложить их на кого-то другого, и сопутствующую им прибыль тоже уступить? Только это повысит эффективность Вашей деятельности в 4 раза.

На самом деле опыт показывает, что оптимум по критерию затраты/отдача лежит в области гораздо меньшего контроля и вовлеченности. Опыт работы в сфере финансов убедил меня, что оптимум этот вообще лежит не в сфере самих операций, а в сфере консалтинга.

Очень часто сформировав некий бизнес, я заранее отказывался от контроля над ним и подбирал ему другого хозяина, оставляя за собой лишь функции консультанта. Таким образом, я утрачивал до 95% прибыли и до 99,95% головной боли. Эффективность бизнеса для меня вырастала в 100 раз, но с точки зрения моего партнера такое поведение казалось совершенно необъяснимым, некоторые даже ждали подвоха несмотря на то, что им все объяснялось весьма и весьма подробно.

Со временем, осознав разницу в своем и моем образе жизни, партнер начинал смутно понимать разумность моего нелогичного с его точки зрения решения. Но это случалось не всегда - я не всегда был заинтересован в том, чтобы объяснять все партнеру до конца. Хороший менеджер полезен.

Другая сторона поиска оптимума лежит в сфере специализации. Совершенно нерационально делать то, что может сделать кто-то еще, даже если его квалификация здесь меньше, ему понадобится больше усилий, чем Вам и он не обойдется без Вашей помощи.

Например, у меня есть адвокат, на которого я вешаю ведение гражданских дел. Я лучше его разбираюсь в законах (в отличие от меня, ему не пришлось их писать, работая в Верховном Совете или Думе), я лучше его умею строить линию защиты, я лучше его понимаю интригу, которая совершается за кулисами тяжбы и т.п. Но мне гораздо проще разъяснить ему возникающие нюансы и послать бегать по инстанциям и трепаться в суде, чем делать все это самому. С использованием услуг этого адвоката дело может быть решено не столь блестяще, как самолично, но цель бывает достигнута приемлемым образом, а трудозатраты с моей стороны оказываются минимальны.

В юности я занимался таким бизнесом, как изготовление АСУ для предприятий. Я старался оставить за собой исключительно функции общения с заказчиком и постановки задачи. Если я знал, что кто-либо может написать что-либо помимо меня, я всегда находил того, кто это напишет. Если у него возникали затруднения с разработкой алгоритмов, я мог помочь, проконсультировать, продвинуть, уточнить. Он тратил на это впятеро больше усилий, чем потратил бы я - но зато затраты с моей стороны оказывались минимальными.

В мемуарах некоего речеписца-шестидесятника из аппарата ЦК КПСС (конкретизирую - Федора Бурлацкого) был приведен эпизод, когда сей речеписец принес на просмотр Брежневу только что сочиненный доклад генсека и попросил дать установки по тем или иным местам. В ответ Брежнев отмахнулся:

- С этим обратитесь к другим секретарям. Мое дело - психология

Есть и еще один эпизод. Проезжая мимо Ленинградского Университета по набережной, первый секретарь ленинградского обкома Ф.Р.Козлов указал Брежневу на сие учреждение со словами:

- Вот университет надо б помочь

- Не надо - задумчиво протянул Брежнев.

Подобные эпизоды служили обоснованием для многочисленных обвинений генсека в нежелании заниматься делами, в отходе от управления, маразме и тому подобных вещах. Интересно, что авторы подобных обвинений совершенно не желали сообразовываться с реальностью, которая заключалась в том, что никогда до и после Брежнева в России не было такого высокого уровня жизни, как при нем, такого низкого уровня преступности, и одновременно так мало полицейского произвола, такого высокого уровня образования населения, такого высокого уровня запросов, такой внутренней свободы, уверенности в будущем.

Для всякого, кто готов оценивать деятельность руководителя по результатом, а не предрассудкам, станет ясно, насколько эффективна была его политика, насколько хорошо он знал, с какой страной он имеет дело. Степень эффективности управления при Брежневе была такова, что впервые, пожалуй, в истории, государству было предъявлено населением требование, чтобы это управление было оптимальным!

Брежнев в высшей степени владел искусством стратегии. Он никогда не занимался тем, чем могут заниматься другие. Он занимался лишь подбором людей, которые могут именно этим делом заниматься наиболее самостоятельно.

Брежнев не реагировал ни на какие события. Он создавал поток событий сам. Он никогда не давал вовлечь себя в личное противостояние. Даже если он приходил к выводу о необходимости удалить человека от должности, он всегда ссылался при этом на коллективное мнение, которому по слабости своей не смог противостоять, предлагал отступного в виде должностей, привилегий, академического звания и т.п., и всегда подчеркивал свое понимание прошлых заслуг отставляемого.

Интересно, что близкий стиль поведения был присущ и другому политическому лидеру, результаты деятельности которого для страны были прямо противоположны Брежневским - Борис Ельцин. Ельцин также вполне эффективно решал те задачи, которые ставил перед собой. Как и Брежнев, он принципиально не реагировал на поток внешних событий. Как и Брежнев, он стремился сам создавать свой поток событий, управляя ситуацией через этот поток. Как и Брежнев он умел отмахиваться от всех дел, которые не касались его и решаемых им задач.

Таким образом, Ельцин также был крайне компетентным лидером в смысле осуществления и удержания власти. Отсутствие стратегического мышления, понимания сути современного общества, видения перспективы, абсолютная безнравственность и недостаточная кадровая компетентность повлекли неверный выбор стратегии и сделали его правление трагедией для страны в целом, но личностная эффективность Ельцина как лидера вряд ли может вызывать сомнение.

Я достаточно подробно останавливаюсь здесь на личностных характеристиках этих политиков, чтобы подчеркнуть глубокую важность стратегического типа мышления для повышения личностной эффективности.

Постарайтесь проанализировать разные пласты своей деятельности по критерию затраты/эффективность. Какие из них приносят наибольшую прибыль (необязательно в денежном выражении). Какие из них приносят наибольший профит на единицу затрат?

В дальнейшем Вы снова можете возвращаться к этому упражнению достаточно часто, пока это не войдет в привычку.

ОПРЕДЕЛИТЕСЬ С ЦЕЛЯМИ

Вы часто делаете свой выбор бессознательно, под давлением обстоятельств и стереотипов. Вы принимаете решение чаще всего безотчетно. Лишь 10%-15% вашего поведения управляется Вашим сознанием, остальное есть реализация импульсов бессознательного. Повысив эту цифру до 20%-30% вы повышаете эффективность своей сознательной деятельности вдвое.

Над Вами может довлеть чужое желание, требование, которому Вы не можете отказать. Вы часто посвящаете время пустым мечтаниям о том, что на самом деле может быть реализовано, если бы Вы приложили к реализации этого некоторые усилия. Над Вами могут довлеть привычки. Вы можете еженедельно ходить с супругой по субботам в кино, все меньше получая от этого удовлетворения. Почему бы Вам не придумать другой способ проведения суббот?

Случайный выбор может оказаться удачным. Нет ничего "неправильного" в решениях, рожденных дефицитом друзей, требованиями других, пустыми мечтаниями или привычкой. Но если вы не удовлетворены результатами этих решений, то вы должны принять такое решение, которое вас устроит.

Пока Вы не достигнете существенной определенности с тем, чего Вы на самом деле хотите, а что вынуждены делать под давлением обстоятельств, вряд ли Ваша деятельность станет эффективной и успешной. Вам следует четко определиться относительно своих текущих и долговременных целей и соотносить с ними свою деятельность и образ жизни.

Как этого достичь?

Для начала достаточно просто задуматься над этим вопросом именно в такой постановке. Даже если до сих пор Вы это и делали, то скорее в философском, нежели в практическом плане. Теперь давайте перейдем к практике. Начнем своего рода ментальный тренинг.

У Вас есть расплывчатые представления о ваших целях, типа: "хорошо бы попутешествовать", "хорошо бы стать миллионером". Только когда вы записываете ваши мысли, они становятся вполне конкретными и определенными.

МИНИ-ТРЕНИНГ: "ЛИЧНЫЕ ЦЕЛИ"

Сядьте к столу, вооружитесь ручкой, или откройте новый текстовый файл - как Вам сподручней. Теперь Вы должны изложить конкретные ответы на определенные вопросы. Тогда мы сможем разобраться, что скрывается под поверхностью тех стремлений, о которых вы твердите себе из года в год.

Вам понадобится несколько файлов (листов). В заголовке первого жирным шрифтом поместите вопрос:

Каковы мои жизненные цели?

Две минуты на ответ.

Постарайтесь написать как можно больше слов.

Постарайтесь, чтобы ваш список охватил как можно больше предметов и тем. Не сдерживайте свои фантазии. Не бойтесь включать в этот список самые далекие от вашей обычной жизни цели. Запишите все - и желание съездить на Канары, и, взять напрокат яхту и совершить на ней кругосветное путешествие, и переспать с Мадонной, и купить виллу в Италии, и сбросить десять килограммов.

Мы имеем в виду под "жизненными целями" те крупные задачи, которые Вы ставите перед собой в настоящее время.

Теперь потратьте еще две минуты на проверку, не упустили ли вы что-либо важное. Задумайтесь, не вытекают ли какие скрытые цели из анализа вашего поведения - например, если вы прилежно читаете книги по дороге на работу и обратно, у вас может быть неосознанная цель - продолжить ваше образование, а частое чтение газет может свидетельствовать о вашем желании получать больше информации или развлечений.

Второй файл вы озаглавите

Как я бы хотел провести ближайшие три года (или пять лет)?

Две минуты на ответ.

Две минуты для внесения необходимых дополнений и уточнений.

Третий файл:

Если бы мой астролог убедил меня, что ровно через шесть месяцев меня неизбежно убьет свалившийся с крыши кирпич, то как бы я прожил оставшуюся жизнь?

Две минуты на ответ.

Две минуты для внесения необходимых дополнений и уточнений.

Так мало осталось жить, так много хочется успеть. Как сопоставить список N 1 с этой грустной реальностью? Что есть главное?

Оставив заботы о похоронах и завещаниях в стороне, задумайтесь, чем бы стоило заняться в оставшееся время? Какие вещи для Вас важны, но Вы ими сейчас не занимаетесь, откладываете на вечное "потом"?

Итак, Вы ответили на эти три вопроса.

У Вас есть две минуты, чтобы бегло проглядеть списки ваших целей, дополнить и подредактировать их. Затем еще две минуты для внесения необходимых дополнений и уточнений.

То, что вы записали, определяет ваши приоритеты. Их перечень может вас удивить.

Вы наверное уже заметили, что у вас есть цели, которые являются важными для вас, даже если вы никогда их не формулировали или не обращали на них серьезное внимание. Запись требует от Вас определенности в выражениях. В результате ваши цели конкретизируются.

Теперь проведите маленький анализ.

Являются ли ответы на 2-ой вопрос продолжением ответов на 1-ый вопрос? Верно ли, что ответы на 3-й вопрос служат продолжением предыдущих ответов?

Чаще всего жизненные цели резко меняются, как только люди осознают, что время их жизни ограничено. Бывает и прямо противоположное. По степени резкости смены приоритетов мы можем определить, насколько Вы удовлетворены своим нынешним положением и внутренним состоянием.

Если Вы удовлетворены тем, что делаете, вопрос о шести месяцах лишь подтвердит Ваш стиль жизни. Если Вы сделали совершенно новый выбор целей, жизнь нуждается в глубоких переменах. И перемены эти надо начинать вне зависимости от того, действительно ли Ваш астролог предсказал Вам столь быстрый конец.

Продолжим наш анализ. Список целей у нас уже есть, но где взять время и силы на реализацию всех их? Они конфликтуют за эти ресурс, но их конфликт не является неразрешимым и разрешается построением иерархии, определения приоритетов.

Вы должны принять решение, какие цели являются для вас самыми важными здесь и сейчас. В части случаев это будет просто - иерархия проясняется, как только вы запишете ваши цели на бумагу. Вскоре Вам становится все яснее, что на самом деле Вы не придаете большое значение вещам, которые казались важными. Это "важность" была наводкой, гипнозом окружающего и эксплуатирующего Вас социума. Теперь Вам легче переступить через эти наведенные стереотипы.

Желание зарабатывать конфликтует с желанием путешествовать. Если конфликт между этими целями вызывает у вас аффективный диссонанс, как выражался Иван Петрович Павлов "сшибку", то наиболее плодотворным способом использования вашего времени будет разрешение этого конфликта. Почему бы не разрешить задачу за счет лучшего структурирования времени, отпускаемого и на то и на другое?

Некоторые конфликты гораздо труднее разрешить. Относительно некоторых порядок следования не определяем, они оказываются на одном и том же месте по важности. Ну что же, относительно них придется принимать дополнительные решения по ходу дела - преимущество в реализации должна получать та, для которой более благоприятно сложились внешние условия.

Итак, закончим наш маленький тренинг. Выберите три самых главных цели из каждого списка. У Вас получился список из девяти пунктов. Выберите из этих девяти три и запишите их в новом файле с заглавием:

Мои самые важные долгосрочные цели.

Расположите их в порядке важности для Вас.

Поставьте дату против этого списка 3-х и 9-ти.

На следующий день Вы проглядите этот список и попробуете разобраться в чувствах, которые он у Вас вызывает. Вы уверены в нем? Он кажется сомнительным? Вас радует возникшая определенность?

ЦЕЛИ, СВЯЗАННЫЕ С ПЕРВИЧНЫМИ ИНСТИНКТАМИ

Среди Ваших целей могут быть весьма странные на первый взгляд. Например, Вы хотите стать французским королем. Вы даже не решитесь такую глупость написать на бумаге. Эту потаенную мысль Вы даже самому себе будете подавать как шутку, указывая на принципиальную нереальность этого хотя бы потому, что Франция - республика.

На самом деле это псевдорациональное обоснование. В той же Франции можно привести пример, когда она была республикой, а престол получил инородец далеко не дворянского происхождения. Полно примеров и в других странах.

Причина Вашего нежелания сознаться себе в целях такого рода заключается в принципиальной неприемлемости их для общества, в жестком их репрессировании как через посредство личностной агрессии окружающих (насмешки, например), так и путем социальных репрессий - например, помещения Вас в психиатрическую лечебницу на том лишь основании, что такое желание "ненормально", хотя оно является весьма распространенным, а на самом деле явно странной является столь жесткая репрессия этого желания обществом. Зачем же такая напряженность репрессирования, если оно совершенно нереально и недостижимо?

Здесь мы сталкиваемся с одним из тормозов, которым общество делает нас рабом, репрессируя естественный инстинкт власти. Навязав Вам представление о ненормальности такого стремления, заставив скрывать от самого себя желание власти, первенства, превосходства, общество формирует у Вас стереотип реакции на всякие проявления воли к власти.

Вы должны осознать и четко проанализировать это. Вы должны логически, рационально прояснить для себя наличие подобного стереотипа и подобных тормозов. Вы должны научиться отслеживать подобные проявления и преодолевать запреты, которые Вам навязывает внутренний, посаженный от общества надсмотрщик. Вы должны анализировать и развеивать те псевдорациональные основания, которые утверждают Вам нереальность, неприличность, невозможность, недопустимость, оскорбительность, возмутительность Вашего желания. Вы должны отметать их, вы должны все время выдавливать из себя надсмотрщика, выдавливать из себя раба.

Осознание этого очередного тормоза делает Вас более свободным.

Аналогично обстоит дело и с сексуальными тормозами. Задумайтесь о том, сколько собственных сексуальных мыслей и желаний кажутся Вам странными, неправильными, возмутительными, оскорбительными, несовместимыми с психической нормой и т.п. А если еще Вы обнаружите у себя намеки на нетрадиционную сексуальную ориентацию, так Вы вообще готовы признать себя выродком рода человеческого - все люди как люди, а ты в меньшинство попал

На самом деле культура неизбежна репрессивна в отношении сексуального инстинкта, а социальная норма сексуального поведения носит крайне извращенный характер в сравнении с биологической нормой. Репрессируя сексуальность, общество с самого детства формирует из ребенка будущего раба.

Например, известно, что сексуальность ребенка полиморфна, то есть недифференцирована. Дифференциация возникает в процессе социализации ребенка, ее навязывает именно культура. И культура же накладывает запрет на определенные формы сексуальности.

Это открытие сделал еще Фрейд, и оно так поразило престарелого приверженца викторианской морали, что он назвал это "полиморфной извращенностью" сексуальности ребенка. Это было абсолютно нелогично с научной точки зрения - ведь если то, что порождает природа, входит в противоречие с тем, что предлагает культура, извращенной естественно признать культуру.

К этому мнению пришла современная психиатрия, в рамках которой полиморфность сексуальности была осознана как природный факт, а любая сексуальная ориентация - как порождение репрессий культуры. Например, культурную обусловленность имеют инцестивные запреты, и в разных культурах под инцестом понимаются совершенно разные вещи. Культурным феноменом является и противопоставление гомосексуальности и гетеросексуальности, как и их дифференциация.

Последнее обстоятельство, кстати, является причиной целого ряда невротических феноменов. Индивидуальные особенности вне культурных условий в равной мере могут порождать нежесткие предпочтения как гетеросексуальности, так и гомосексуальности. Однако, репрессирование последних в рамках той или иной культуры формирует резко асимметричную картину.

Для примерно 45% особей с заметным изначальным предпочтением гетеросексуальности относительно легко происходит адаптация к культурным требованиям, они легко отказываются от гомосексуальности, но не испытывают к ней ни отвращения, ни сильных эмоций вообще. Возникает позиция типа "есть и такое - не для меня". Сложнее происходит адаптация для особей с изначальным предпочтением гомосексуальности.

Примерно 7%-8% из этих 45% приобретают под давлением репрессий жесткую гомосексуальную ориентацию. Компенсацией давления оказывается восприятие гетеросексуальности как извращения, глубокое ее неприятие, отказ для себя от нее.

Еще порядка 15-20% пытаются принять требования общества, но для этого им приходится выработать фанатичную ненависть к преобладающей в собственной психике гомосексуальности и гомосексуальности вообще. Так возникает невроз так называемой гомофобии.

Наконец, оставшиеся 15-20% осознают наличие в своей психике как гомосексуальности, так и гетеросексуальности. Принимая репрессию культуры в отношении первой, они вырабатывают стойкое чувство вины за "гомосексуальные грехи юности" или настаивают на своей принадлежности к "бисексуальной" ориентации.

Примерно 10% особей, у которых в меньшей степени выражены природные предпочтения и изначальная сексуальность близка к полиморфной норме, происходит примерно схожий процесс осознания своей "бисексуальности".

Интересно, что запрет на гомосексуальность традиционно принимается обществом, большая часть членов которого имеет фактический гомосексуальный опыт. В результате большая часть членов общества живет с чувством вины.

Именно это всеобщее чувство вины и является главной целью этих запретов. Оно формирует и поддерживает определенный стереотип отработки человеком проявлений его естественных инстинктов. Именно опираясь на чувство вины внутренний надсмотрщик (цензор) и репрессирует эти проявления, осуществляя их сублимацию и инверсию на реализацию полезной обществу (но не непосредственно самому индивиду) деятельности.

В традиционном обществе, кстати, греховным почиталась всякая сексуальность, в рамках христианской цивилизации даже возникла базовая концепция "первородного греха". На этом репрессивном фундаменте и строится система внутренних ограничений, превращающая человека в раба.

Интересно, что аристократия в традиционных обществах была в значительной мере эмансипирована от обязательных для нижних слоев сексуальных запретов. Не только дозволительной, но и желательной считалась весьма ранняя половая жизнь для мальчиков, но не для девочек, которым предназначалась подчиненная роль в обществе и семье.

Привилегией аристократии была и частичная эмансипация от выраженной сексуальной ориентации. Гомосексуальность всегда присутствовала в ее среде, существование официальных или полуофициальных любовников было привилегией государей и не мешало им возглавлять, скажем, католические лиги.

Эта эмансипация, свобода сексуального поведения, как и свобода проявления воли к власти была основой формирования тех стереотипов поведения, способности принимать и реализовывать решения, которые создавали столь глубокое и столь видимое личное преимущество любого аристократа над простолюдином, что превосходство первого не могло вызвать у последнего даже тени сомнения.

В католических орденах, типа ордена тамплиеров, существовали весьма жесткие ритуалы посвящения, включавшие обязательное приобретение сексуального опыта с резким упором на гомосексуальность. Целью этих ритуалов было разрушение у лиц, получивших традиционное или полутрадиционное воспитание, рабских стереотипов, формирование готовности к более свободному поведению.

Попробуйте сейчас проанализировать чувства, которые вызывает у Вас знакомство с изложенным выше материалом. С одной стороны, у Вас не вызывает особого сомнения рациональное содержание сказанного. Более того, все эти факты уже много десятилетий не являются секретом и публикуются в научной и научно-популярной литературе. Но с другой стороны, сказанное воспринимается Вами как нечто парадоксальное. Ваш паникующий надсмотрщик пытается разрешить возникающие аффективный и когнитивный диссонансы, либо выдвигая аргумент о "передергивании" мной этих фактов, их лишь частичного соответствия реальности, либо внушает Вам некие мысли о моей злонамеренности и попытке Вас совратить, чтобы изнасиловать через Интернет.

На самом деле в данном случае надсмотрщик выполняет свою функцию - не дать разрушиться основанию, на котором держится ваше рабство, механизм манипулирования Вами со стороны общества и его более свободными членами. В конце концов, не могут же все быть свободными, не могут все быть хозяевами! Кто-то должен быть и рабом (это и есть базовая логика традиционного общества).

Поскольку моей целью является расширение Вашей личной свободы с целью формирования более эффективных механизмов поведения, я оказываюсь здесь в жестком противостоянии с Вашим надсмотрщиком. Мы не ставим себе целью достижение некоей абсолютной свободы, которая потребовала бы устранения надсмотрщика вообще. Наша цель - расширение сферы сознательного "Я" за счет сокращения сферы психики, на которую распространяется власть надсмотрщика, а значит и действующих через его посредство внешних манипуляторов. Наша цель - рационализация этих механизмов регулирования, примирение Вас с реальностью.

ПЕРЕЙТИ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАДАНИЮ

ТЕКУЩЕЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Для начала проведите маленький индивидуальный брейнсторминг. Возьмите три листа бумаги и напишите на каждом из них название одной из трех целей. Мы попытаемся подобрать для каждой из этих целей соответствующие дела. Имея в виду вышеприведенные требования, потратьте три минуты на то, чтобы придумать различные дела, которые, по вашему мнению, могут способствовать достижению первой цели из Вашего списка. Затем по три минуты потратьте на вторую и третью цель из него.

Отключите в максимальной степени критику и постарайтесь для каждой цели написать как можно больше вариантов способов ее достижения или приближения. Перечисляя способы действий, старайтесь проявлять как можно больше изобретательности. Пусть будут самые бредовые идеи - это не должно Вас останавливать.

Быстро запишите все мысли, которые приходят вам в голову - это хороший способ заставить работать ваше воображение. Ваша интуиция проявит себя с наибольшей силой, если вы будете работать с максимальной скоростью и запишите как можно больше идей. Вы не будете пропускать ваши мысли через фильтр рассудочности.

Не путайте цели с делами, действиями. Помните, что дело - это то, что можно сделать.

Стремление перечислить все возможные варианты действий откроет вам новые горизонты. Скорость заставит вас преодолеть внутреннюю цензуру просто потому, что пока не успеет приступить к работе.

Самое важное в этом упражнении - это продолжать писать. Вы попусту потратите свое время, если ваша ручка перестанет двигаться по бумаге. Не пытайтесь дать оценку вашим мыслям или подвергнуть их цензуре. Этот список вы готовите только для личного пользования. Если Вы попытаетесь что-либо скрыть, то Вы будете обманывать самого себя.

Не пытайтесь называть Ваши действия "хорошими", или "плохими", или "фривольными", во всяком случае в тот момент, пока вы их записываете. Когда будете редактировать список, вы отсеете менее стоящие способы действий.

Не сковывайте себя по рукам и ногам мыслью о том, что вы не сможете осуществить то или иное дело. на самом деле это может быть предрассудок, псевдорациональное обоснование, за которым на самом деле стоит тормозящая деятельность Вашего надсмотрщика. На самом деле чаще всего Вы сможете, если действительно понадобится, сделать дела, которые вам сначала показались трудными, или даже невозможными.

Старайтесь не отвлекаться на размышления. Пусть вас не беспокоят опасения, что, как только вы упомянете в списке то или иное дело, вам придется его осуществлять. Никто не заставляет это делать. Когда вы определите приоритеты, вам станет ясно, что некоторые дела не заслуживают необходимого времени и усилий.

Даже невозможные мечты могут оказаться полезными. Если вы исчерпали вашу фантазию, попытайтесь развить более подробно то, что вы уже записали.

Самое главное - продолжать писать!

Теперь постарайтесь детализировать намеченные Вами варианты действий. Вы можете разбивать виды действий или дел на отдельные разделы, подразделы и подподразделы.

Допустим, что ваша цель - стать опытным путешественником. Укажите те места, где Вы хотите побывать. Может быть вы хотите посетить лишь города Европы? Азии? Страны Африки? Грецию? Канары?

Итак, Вы составили три списка. Теперь вернитесь снова к этим трем спискам и, потратив по три минуты на каждый список, отредактируйте их, устраняя лишнее и добавляя новые предложения. Так мы получим всевозможные варианты реализации трех важных целей.

Теперь займемся рационализацией списков.

Взглянув на каждое из дел, обозначенных в списке, задайте себе вопрос: Намерены ли вы потратить по крайней мере пять минут на эти дела в ближайшие семь дней? Если вы дадите отрицательный ответ, то вычеркните написанное.

Вы никому не должны давать объяснение, почему вы решили вычеркнуть данное дело. Может быть у вас просто нет настроения им заниматься. Не хотите - и все. Может быть все зависит от человека, который не сможет вам помочь в ближайшую неделю. Возможно это - слишком трудный вид занятий. Может быть вы слишком заняты на этой неделе.

Оставьте в списке только те дела, которые вы готовы хотя бы начать, а лучше - закончить в ближайшие семь дней.

Теперь снова вернитесь к оставшимся делам и выберите четыре из них, которые Вы считаете самыми важными и которым готовы посвятить заметную часть своего времени в течение ближайших семи дней.

Пусть Вас не волнует то, что в ходе вычеркивания, вы исключили из вашего списка важные и большие дела. Если вы не хотите ими заниматься сейчас, устраните их пока из вашего поля зрения в настоящее время, чтобы они вам не мешали. Вы можете к ним вернуться через неделю.

РАНЖИРОВАНИЕ

Итак, у Вас есть три списка по четыре наиболее важных дела. Итого - дюжина. Соедините их в единый список. Эти дела являются важными с точки зрения Ваших собственных целей.

Теперь расставим приоритеты. Попробуйте расположить все двенадцать дел в порядке убывания их важности - по Вашим представлениям.

Теперь поставьте сроки для исполнения и составьте из них расписание на ближайшие семь дней. Для этого подойдет и стандартный ежедневник и просто лист, расчерченный на семь столбцов с разметкой по времени. Определите, какое конкретно время Вы можете потратить на реализацию этих дел.

Постарайтесь сделать так, чтобы расписание было предельно коротким и реалистичным. Если избранное вами дело покажется вам слишком трудным и громоздким, разделите его на несколько частей и начните с самой легкоисполнимой, или с той, которая, по вашему мнению, является наиболее важной.

Если вы выделили и определили такое дело, это значит, что вы выбрали приоритетную задачу для сегодняшнего дня.

ПОРЯДОК ДЕЙСТВИЙ

Уточним порядок действий по реализации предложенного выше метода.

1) перечислите возможные жизненные цели;

2) распределите их по порядку, а также определите главные собственные цели;

3) составьте список возможных дел для того, чтобы достичь эти цели;

4) распределите приоритеты и наметьте дела из списка для текущего момента;

5) составьте расписание для реализации этих дел;

6) осуществляйте их в соответствии с намеченным расписанием, не отступая.

Каждый день в течение 16 часов бодрствования Вы сможете найти несколько минут, чтобы продвинуться к достижению вашей жизненной цели. Почему бы вам не начать это движение сейчас?

ПЛАНИРОВАНИЕ

Итак, Вы определили идеал своей деятельности, но на самом-то деле вся глыба до сих пор лежавших на Ваших плечах обязанностей никуда не исчезла. Пора начать отсечение лишнего.

Если вы чувствуете, что работа занимает слишком много времени в вашей жизни, а семья и ваши личные интересы - слишком мало, постарайтесь уходить с работы вместе со всеми и перестаньте работать сверхурочно. Постарайтесь оставить в вашем расписании больше выходных вместе с семьей.

Слишком много времени на ведение домашних дел и недостаточно времени на творческие занятия? Пусть в течение двух дней в вашем доме соберется немного больше пыли.

Вам не стоит вести учет, но вам следует составлять расписания вашей деятельности. С помощью тщательно составленного расписания вы сможете найти много времени для того, чтобы сделать все то, что вы хотите.

Начнем с простого. Сколько времени Вы тратите на мытье посуды, стирку, хождение в магазин за обычными покупками? Затраты энергии с Вашей стороны на все это достаточно велики, чтобы быстрее наступала усталость.

Теперь посчитайте, сколько стоит час Вашего времени на основной работе, которая дает Вам деньги. Исходя из этой оценки посчитайте затраты Вашего труда в деньгах.

Скорее всего, Вы получите довольно приличную сумму. Она будет серьезно превышать стоимость на рынке труда услуг домработницы.

Повесив обычное объявление на углу, Вы в течение двух дней получите не менее десятка предложений из собственного микрорайона. Из них Вы всегда сможете выбрать подходящее. Выбирайте женщину 45-55 лет, без амбиций. В Москве приходящая 3-4 раза в неделю домработница будет приводить в порядок Вашу кухню и убирать раз в неделю квартиру за цену, в несколько раз меньшую, нежели Вы теряете, делая все сами.

Есть старый анекдот о том, как профессора спросили: "Срать - это умственный труд или физический?" Профессор подумал и ответил: "Был бы физический, я бы нанял". Анекдот этот, конечно, относится к другой, сталинской эпохе, когда профессора были несравненно более высокооплачиваемой категорией, нежели сегодня. И отражает он недоумение совкового поколения по поводу того подхода к жизни, который проявлялся у остатков старой досоветской элиты, еще имевшей представление о том, как следует жить. Профессор из анекдота умел ценить свое время.

Конечно, Вы не сможете устранить из распорядка дня затраты времени на сон, еду, утренний туалет, поездки на работу и обратно и т.п. Но кроме них есть и затраты, которые лишь кажутся необходимыми - просмотр новостей, чтение газет, посещение собраний и т.п. Именно они занимают большую часть вашего дня.

Дела, которые вы выполняете сегодня, в значительной степени предопределены тем, что уже стало частью непрерывного процесса: всем тем, что началось вчера, на прошлой неделе или в прошлый месяц. Сегодняшние дела состоят из тех, что тянутся непрерывно, а также являются результатом ваших прошлых обязательств.

Все это есть результат отсутствия планирования. Поток обстоятельств управляет Вашим поведением. Вам все время напоминают о прошлых обязательствах, и Вы сломя голову несетесь их выполнять, бросая одно и стремясь успеть в другом.

Покончите с этим. Потратьте на планирование всего десять минут в начале или конце дня. Эти затраты с лихвой компенсируются для вас.

Существует много преимуществ в том, чтобы открывать день с планирования, на свежую голову. По мере того, как вы работаете над планом, вы все более активно включаетесь в процесс его составления, а затем и выполнения. Продумав, что необходимо сделать, вы легко переходите к воплощению плана в реальность. Когда вы ясно определили приоритеты дня, у вас меньше вероятности того, что вы отвлечетесь в сторону при их осуществлении.

Планирование в конце дня обладает другим преимуществом: вы знаете пункт отправления. С этой точки обзора вам легче оценить перспективу на завтрашний день. Кроме того, если вы уже распланировали весь день на завтра, утром уже не придется ломать голову над тем, что делать, и вы не потеряете время. Другим преимуществом планирования накануне вечером является то, что ваше подсознание будет работать в течение ночи и, когда вы прибудете на работу, то будете вооружены многими идеями, готовыми для воплощения в жизнь.

Планы на следующую неделю следует составлять в пятницу вечером, не откладывая этого на уик-энд.

Расписание есть продукт планирования. Цель планирования - во-первых определить, какие дела придется делать неизбежно, а какие - нет, а во-вторых - выделить время для выполнения главных дел по реализации собственных целей. Вы обязательно должны выделить для этого большие отрезки времени, чтобы вы могли преодолеть инерцию и набрать скорость в их выполнении.

Определите один день недели (удобнее всего утро вторника или четверга) для реализации исключительно главных дел из списка 12-ти. Эти отрезки должны быть неприкосновенны, а вы в это время - недоступны.

Кроме этого выделяйте в течение каждого дня особое время для "12-ти дел" и не допускайте в эти отрезки времени все малозначащие дела.

Сначала это потребует определенных усилий, но постепенно у Вас войдет в привычку отдавать приоритет делам из списка перед всеми остальными. Начните с того, что завладейте хотя бы небольшим отрезком времени протяженностью в пятнадцать минут, предназначенного лишь для этих дел. Постепенно вы сможете расширить этот плацдарм и приучить себя к тому, что главные дела должны получать приоритет.

Привычка - великое дело. Вам необходимо создать устойчивый ритм. Для этого временные ниши для дел, направленных на реализацию ваших стратегических целей, должны занимать одни и те же часы каждый день недели: допустим, с 9.30 до 10.30 утра каждый день с понедельника до пятницы.

Имеет смысл обратить внимание на отдельные виды расходов времени, которые, как вам кажется, являются особенно расточительными. Учет ради учета не дает эффекта, но выборочный учет ради того, чтобы повлиять на исполнение вами определенного дела, может оказаться довольно полезным.

При составлении расписания следует обратить особое внимание на наиболее плодотворное время вашего дня (утром, днем или вечером), когда вы работаете с наибольшей производительностью.

Интерактивно плодотворное время - это та часть дня, в течение которой вы можете наилучшим образом общаться с другими людьми, с вашими- коллегами по работе, вашими партнерами по общественным организациям, вашими родными дома. Интровертивно плодотворное время - это те часы дня, когда вы способны к наибольшей внутренней сосредоточенности.

Попробуйте выбрать два часа в сутках, когда вы мыслите наиболее ясно? От 10 утра до полудня? От 4 до 6 дня? Два часа, которые вы выберете - ваше интровертивно плодотворное время. Постарайтесь в течение ближайших двух недель проверить, способны ли вы к внутренней сосредоточенности в наибольшей степени в течение этих часов. Постарайтесь защитить интровертивно плодотворное время от внешних помех для осуществления ваших главных дел.

Чаще всего самое интровертивно плодотворное время - первые часы рабочего дня. Не назначайте на него встреч, посвятите его творческой работе, освободите от рутины типа чтения почты и прочей информации.

По опыту торговых агентов самое интерактивно плодотворное время - период от 10,00 до 18,00. Назначайте все контакты на этот период. При этом всегда задумывайтесь о том, насколько это время совпадает с явным или неявным расписанием партнера - иначе рискуете нарваться на необязательность с его стороны.

Но ни в коем случае не пытайтесь абсолютизировать планирование и целиком подчинить ему всю свою жизнь. Педантизм есть путь к паранойе. Люди, которые стараются учитывать все на свете, в конце концов запутываются в своем учете и отказываются от него через пару дней, не совершив никаких изменений в своем образе жизни.

Соблюдение равновесия между расписанным и не расписанным временем позволит вам вести свою жизнь более плавно, по возможности избегая резких колебаний.

Планирование должно быть адаптивным, вероятностным, учитывать неизбежные потери времени из-за несостыковок. Если вы составите такое расписание, в котором у вас не будет ни одной свободной минуты и ни одного перерыва, за исключением обеденного, вы будете возвращаться домой разбитым, нервным и напряженным до предела. Непредвиденные происшествия также требуют времени. Нежданные телефонные звонки, незваные посетители, письма, содержание которых резко изменяют ваши планы, - все это создает перегрузки.

Вам нужно иметь резервный запас времени для того, чтобы использовать его в кризисных ситуациях и в ситуациях, внезапно возникших в течение дня. Оставляйте хотя бы один час в запасе. Оставляйте окна и форточки в вашем расписании для того, чтобы отдохнуть от напряженной беседы, почитать почту, наверстать запущенные дела по оформлению всяческих бумаг. Постарайтесь как можно раньше, уже в начале дня избавиться от чрезмерно категоричных обязательств с тем, чтобы вы не столь волновались во время вторжения всевозможных неприятных обстоятельств в вашу размеренную жизнь.

В следующей части сегодняшнего задания Вам предлагается немного другой подход к целеполаганию, поиск ответов на вопросы в трансовом состоянии для большего контакта с бессознательным. Этот материал позволит Вам применить знания, полученные на прошлых неделях обучения медитативным техникам, расширит и углубит эти знания.

МЕДИТАЦИЯ «ВЫБОР ЦЕЛИ ПО ДУШЕ»

Войдите в состоянии релаксации, которое мы изучили в блоке «Аутотренинг».

Начните наблюдать за чувствами, эмоциями, картинками, которые появляются. Вы – это больше, чем физическое тело, больше, чем мысли. Вы бессмертное, мудрое существо, живущее много тысяч лет, которое прошло различные стадии эволюции, прожило много-много жизней. Ещё глубже расслабляемся телом, оставаясь бодрствовать разумом. Наблюдаем за всеми внутренними процессами, своим дыханием. Оно становится медленным, глубоким, Вы чувствуете себя более расслабленным, как в те моменты воскресного утра, когда Вы просыпаетесь под тёплым одеялом, а снаружи немного прохладно, никуда не нужно торопиться, И хочется вернуться, досмотреть сон, вернуться в пространство образов, пространство любви. Возможно, у Вас уже проявляются перед глазами какие-то образы.

Начните собирать внимание в центре груди. И сейчас мы войдём в медитацию еще глубже. Про себя на выдохе произносим фразы: «Я вхожу в особое состояние. Я лучше чувствую себя душой». Повторите эти фразы несколько раз.

Вы погружаетесь в пространство любви, заботы. В нём вас окружает только то, что Вы любите. Быть может это будет какой-то природный пейзаж: лес, горы, море. Задайтесь вопросом: какое пространство я люблю больше всего? Люблю именно душой? Что я люблю делать, кто меня окружает?

Настройтесь на сферу жизни «Семья» - любовь, отношения, дети. Вы находитесь в пространстве души, где происходит только то, что с Вами глубоко резонирует. Только то, что Вам по душе. Чувствуя себя древним, мудрым существом, которое видит гораздо шире за пределами этой жизни, задайтесь вопросом: какие семейные отношения мне по душе? Сфокусируйтесь на этом вопросе. И позвольте появиться, проявиться каким-то образам или осознаниям. Старайтесь увидеть это, представить именно со своей позиции. Не нужно представлять, что делают другие люди. Вам важно понять, что делаете Вы, что чувствуете Вы. По душе, не значит идеальные, совершенные, а такие отношения, от которых больше всего радости. В которых Вы получите больше всего опыта, мудрости. Попытайтесь уловить, что Вы отдаете своему спутнику, и что получаете взамен. Но главное, постарайтесь уловить это состояние, состояние той радости, когда Вы на своём месте, когда всё происходит по душе. Запомните это состояние.

Давайте переключимся на другую сферу жизни: «Карьера, финансы, деньги». Продолжая находиться в состоянии мудрого, бессмертного, опытного существа, здесь это особенно важно, задайтесь вопросом: что мне действительно по душе делать, привносить во внешний мир? Какие проекты реализовывать? Что мне действительно по душе? Попробуйте уловить самую конечную точку – что будет через 10 лет? Через 20 лет, когда Вы уже реализовали ваши душевные проекты, получили за это своё вознаграждение. Может быть, Вы не будете знать всех деталей, что это за проекты, попытайтесь прочувствовать энергетику. И задайтесь вопросом, каким нужно быть внутри человеком, чтобы эта точка, это состояние было естественным, чтобы не нужно было прилагать сверхусилий, надрываться? И просто уловите это состояние, хотя бы немножко. И осознайте всю ту пользу человечеству, которые Вы принесли за эти 20 лет, какие от всего этого будут последствия? И просто запомните это состояние.

А сейчас медленно как бы обнулите внутренний экран. Сейчас мы переключимся в сферу жизни саморазвитие. И просто подумайте: если я буду развиваться, так как мне по душе, приобретать какие-то навыки, качества. Что произойдет через 10 лет, каким я буду? И продолжая оставаться в состоянии мудрого древнего существа, и фокусируясь на тех качествах, которые способствуют Вашей эволюции, попробуйте осознать, что будет через 10 лет? Как Вы изменитесь изнутри? Просто побудьте в этом состоянии, осознайте новый образ себя, постарайтесь его прочувствовать. И постепенно вернитесь в нулевую точку пространства души.

Теперь сфокусируйтесь на сфере жизни «Отдых» и задайтесь вопросом: что я хочу, чтобы меня окружало? Отдых – это то, что происходит для себя, ни для кого больше. Какие действия, какие места, какие люди Вас окружают? Отдых - это то, что Вы делаете только для себя, для души, для внутренней гармонии. Это могут быть и незначительные действия вроде утренней пробежки и глобальные – кругосветное путешествие или что-то подобное. Что для себя? Осознайте, что это есть в вашей жизни. И запомнив это состояние, переместитесь к последней сфере жизни – здоровью.

Важно осознать, что Ваше тело – Ваш друг. Те подсказки, которые даёт Ваше тело в вид боли, болезней – это подсказки от Вашего друга. Не нужно их бояться, игнорировать, избегать, нужно их принимать. Осознайте, каким Вы хотите, чтобы было ваше тело? Это нужно увидеть не как образ. Тело понимает язык тела. И если вы хотите замоделировать своё состояние – внутри своего тела дайте ему команду прочувствовать. Как я себя буду чувствовать себя по душе? Дайте своему телу команду перейти в это состояние. Проще себе представить, что это будет через 10 лет. Обратите внимание в тело, во внутренние процессы, в ощущение тела. Понятие здоровья – это просто идея в вашей голове, а тело понимает язык ощущений. Объясните телу на языке ощущений – как Вы хотите, чтобы оно себя чувствовало. А главное, запомните это состояние, когда тело и душа на одной волне.

И постепенно начинайте возвращаться. Просмотрите все сферы, по которым мы сейчас прошлись. То пространство души, которое мы сейчас немного узнали, немного просмотрели. Просто примите решение прямо сейчас, для себя внутри, что именно такой Вы сделаете свою реальность, в которой у вас именно это отношения, эти деньги, эти качества, эти навыки, это здоровье. Наведите этот мост между воображаемой реальностью и внешней. И сейчас, сохраняя это состояние, медленно откройте глаза. Прочувствуйте, что то, что было внутри – оно здесь, постарайтесь, чтобы это состояние сохранялось у Вас как можно дольше. Ваше пространство души – вокруг Вас.

Лучше записать эту медитацию, начитав её медленным, спокойным, негромким, гипнотизирующим голосом.

Не ждите, что раздастся гонг и внутренний голос Вам что-то провещает. В этой медитации главное – уловить состояние, поймать ощущение, чувство. После того, как Вы вышли из медитации, запишите свои образы, чтобы затем переформулировать в цели.

Старайтесь формулировать свои цели конкретно, чётко. Самая главная ошибка – писать непроверяемые вещи. Например, не стоит формулировать это так: через 10 лет я буду чувствовать гармонию. Как Вы узнаете, что достигли гармонии, что Вы при этом увидите, почувствуете телом? Какой конкретный чёткий критерий?

Правильно сформулировать свою цель не «хорошее зрение», а в диоптриях или «хорошо вижу вблизи, хорошо вижу вдали».

«Свой центр развития творческих способностей,» - слишком размыто. Вряд ли вы хотите свой центр, в который будет ходить три калеки.

«Хочу жить в своём доме» – вряд ли вы хотите жить в доме из бамбука в Индии. Какой конкретно дом Вам нужен, где?

«Хочу 2 млн. в месяц» - вряд ли Вы хотите получить 2 млн. в месяц, отжимая мобилы у пацанов.

«Стать успешным артистом» - что такое успешный артист? Тот, которого любят бабушки? Или которого по Первому каналу показывают?

Чётко представляйте себе момент достижения цели, чтобы за словами стояла картинка.

«Гармоничные отношения» – что Вы должны увидеть, услышать, как Вы поймете, что гармоничные отношения достигнуты?

Цели нужно конкретизировать – когда достигну, поставить цель на год, на 10 лет.

«Построить отношения, которые вызывают только радость и удовлетворение» - увидьте, где Вы будете находиться, представьте, что будете чувствовать?

Не «хорошее здоровье», а «комфортное самоощущение; ощущение лёгкости в теле, чувство радости».

Пример удачно сформулированных целей: «Совершу кругосветное путешествие в 2020 году», «мне достаточно 5 часов сна, чтобы чувствовать себя выспавшимся и бодрым».

Еще раз принцип успешно сформулированной цели: конкретика и критерии, по которым Вы узнаете, что она реализовалась.

ЭФФЕКТИВНОСТЬ

Люди привыкли измерять эффективность своего труда его затратами, количеством сделанного "в отчетный период". На самом деле эффективность измеряется прямо противоположным образом. Первая составляющая меры эффективности есть степень достижения поставленной цели. Вторая - степень экономии трудозатрат в процессе достижения.

Немодный ныне Карл Маркс утверждал, что прогресс человечества, рост производительности, сводится в конечном счете к экономии рабочего времени. Хотя Карла Маркса в результате краха идеологизированного государства в одной известной стране и отправили на свалку истории, ни один из его тезисов при этом не был оспорен (даже те, которые оспорить достаточно легко). Тем более не оспорен этот его тезис.

Один из законов Сирилла Паркинсона гласит, что работа растягивается во времени, отведенном для ее исполнения. Выделение заранее определенной порции времени для осуществления работы не стимулирует творческого настроя в ходе ее осуществления.

Если вы сумеете так распланировать свои дела, что найдете время для того, чтобы расслабиться и "ничего не делать", вы сделаете гораздо больше и к тому же получите массу удовольствия. Искусство руководителя, например, целиком сводится к спихиванию с себя на других тех или иных дел - но таким образом, чтобы дела эти были гарантированно выполнены.

Если Ваше время так распланировано, что места для расслабления и отдыха просто не остается, то это менее всего может быть объяснено внешними причинами. Истинная причина в том, что Ваше бессознательное по какой-то причине отвергает отдых.

Попробуйте найти эту причину, обдумать ее, свыкнуться с фактом ее нерациональности. Тогда приступив через некоторое время к планированию, вы неожиданно увидите, как много Вы можете освободить времени для отдыха.

МЕДИТАЦИЯ «ВХОЖДЕНИЕ В АСТРАЛЬНЫЙ ОБРАЗ»

Сформулируйте намерение, когда я дойду до «0» я буду лучше чувствовать пространство образов, расслаблюсь. 10 - наблюдать за своим телом, осознаём намерение. Если тело напряжено: глубокий вдох выдох. Расслабляем лоб, затылок. 9 - Приятные расслабляющие потоки тепла пронизывают наше тело. 8 - поток проходит через голову, лицо, шею. 7 – в область грудной клетки, живота. 6 - расслабляющие потоки проходят сквозь область таза, ноги. 5 - Полностью расслабляем наше тело. 4- Наблюдаем за мыслями, за дыханием. 3 – наблюдаем за эмоциями, за тем что происходит внутри, никак не вмешиваясь. 2 - Может уже проявляются какие-то образы, может, едва уловимые. 1 – Просто представьте что угодно, например, цветок розы. Вы вертите его в руках, рассматриваете его лепестки, листья, шипы, вдыхаете его аромат. А затем отложите его. Просто позвольте вашему подсознанию показать Вам какие-то картинки. Тело расслаблено, разум бодрствует.

Углубим состояние, произносим на выдохе: «Я вхожу в особое состояние. Я лучше осознаю пространство образов». Произнесите эти фразы несколько раз про себя, с каждым выдохом глубже расслабляясь телом. Просто начните осознавать, что вокруг вас есть какое-то пространство. Оно всегда есть, всегда было, всегда Вас окружало – пространство образов. Единственное, что нужно сделать – сфокусировать на нём внимание. В этом пространстве существует образ Вашего тела, Вашего дома, предметов в Вашем доме. Это то пространство, в котором происходят Ваши сновидения, то пространство, в котором Вы воображаете что-то, творите. Просто осознайте, что Вы там, начните его улавливать. Просто посмотрите с позиции наблюдателя на самого себя. Постарайтесь посмотреть под разными углами – в Вас есть и животное, и стихия, и человеческий образ, и душевный, и архетипический. Кто Вы сейчас, кем Вы себя сейчас самоощущаете, какую роль Вы играете, не внешнюю роль, а для себя, для своей души? Сфокусируйтесь на этом.

Затем выберите самую важную Вашу цель. Представьте тот момент, когда она уже реализовалась, и Вы расслабились. Что будет вокруг, как Вы будете себя чувствовать? Обратите внимание, кто Вы в этом моменте, кто Вы внутри себя? Каким нужно быть внутри, чтобы реализация этой цели была абсолютно естественной, без надрыва, настолько же естественной, как умение ходит. Каким внутри нужно быть, чтобы пребывание в этом моменте было абсолютно естественным, и чтобы весь путь к этому моменту был абсолютно естественным. Постарайтесь уловить это состояние. Не так, будто Вы смотрите со стороны, а изнутри, прочувствовать его. Что Вы уже и есть этот человек. Побудьте в этом образе какое-то время, привыкните к нему. Подумайте, как этот образ уже сегодня может проявить себя? Вернитесь в момент сейчас и задайтесь вопросом: как этот образ уже сейчас может проявляться в моей жизни, в моих действиях?

Теперь просто откройте глаза, не выходя из медитации, почувствуйте себя в этом материальном мире с новым ощущением. Что это за образ, как бы вы его назвали?

ОТЧЕТ О РАБОТЕ С КУРСОМ "СТРАТЕГИЯ ВАШЕЙ СВОБОДЫ"

В отчёте опишите трудности, с которыми столкнулись при определении своих интересов и написании плана. Поделитесь своими сомнениями по поводу плана, которые хотели бы обсудить. Опишите, как Вы представляете свои действия по реализации плана.